Ритейлеры находятся в поиске альтернативы кредитованию, поэтому все чаще обращаются к лизинговому финансированию. Российский рынок склонен к применению классической схемы лизинга — финансовой. В этом случае компания в итоге станет владельцем и собственником предмета лизинга по окончанию действия договора. Интерес российских ритейлеров к лизингу неуклонно растет, многие компании уже давно используют данный инструмент.
Подробнее о лизинге для ритейла рассказывает Наталья Татулова, руководитель группы развития проектного финансирования Softline.
SLD: Ритейл - не та отрасль, где происходит быстрое моральное устаревание оборудования, как, например, в телекоме. То есть ритейлерам не нужно постоянно обновлять парк оборудования. Наталья, в этой связи какие еще задачи ритейлеры могут решить с помощью лизинга?
Н. Татулова: Ритейл — одна из самых динамично развивающихся отраслей бизнеса. Здесь внедрение инноваций, в том числе и в информационных технологиях, набирает обороты. Повышение финансовой прозрачности работы ИТ-службы и контроль расходов на поддержку и инвестиции в развитие ИТ приоритетны для любого ритейл-руководителя.
Поэтому компании, на фоне постоянной необходимости поиска нетипичных решений, разрабатывают новые подходы и стратегии развития и поддержки своего бизнеса. Как это делается? Важно использовать любую возможность оптимизации капиталовложений, например, такую финансовую модель закупки основных средств, как лизинг.
В связи с ростом товарооборота, ритейл все чаще обновляет такие основные средства, как автотранспорт и оборудование разного рода (в том числе и ИТ), применяя к закупкам лизинговые отношения.
На фоне возрастающего спроса эту модель финансирования закупок основных средств, лизингодатели становятся все гибче.
Лизинг можно сравнить с неким конструктором, который способен решить задачу любого уровня сложности и любого масштаба. Анализируя рынок лизинга за последнее время, мы видим интересную тенденцию. Произошла эволюция, и теперь это рынок покупателя, а не продавца.
SLD: Давайте перечислим основные выгоды для лизингополучаетелей.
Н.Т.: Выгод довольно много. На наш взгляд, рост интереса ритейлеров к лизингу обоснован рядом основных факторов:
- значительные объемы и гибкие сроки финансирования;
- гибкий график лизинговых платежей в разной валюте;
- отсутствие дополнительного обеспечения (залога, поручительств);
- нет необходимости вывода большого количества средств компании из оборота;
- возможно безавансовое финансирование.
Существуют и государственные преференции по налогам, экономия по налогу на прибыль и налогу на имущество. А учет сезонности бизнеса и окупаемости проекта позволяет компании свободно выплачивать платежи, получая их из прибыли от использования предмета лизинга.
SLD: Может ли Softline предоставить заказчику-ритейлеру в лизинг нечто специфичное, например, элементы торгового оборудования для применения непосредственно в магазинах или сканеры кодов. Или оборудование для видеоаналитики, мониторы т.д.
Н.Т.: Наши финансовые партнеры — это не только лизингодатели из ИТ-сферы, но и дочерние структуры банков, профилирующих на широком портфеле основных средств. Поэтому Softline может предоставлять все то, на что у нас лицензии\право, а финансовая организация подбирается под каждый конкретный случай. Так, мы прорабатывали проекты по медицинскому оборудованию (аппараты МРТ), по поставке производственных линий в лизинг. Под каждый запрос привлекаются финансовые партнеры с адекватными условиями финансирования.