26 октября 2017 г. 11:51

Информационные киоски: шаг в «индустрию 4.0»

Анна Лисовская, ИТ-архитектор департамента развития корпоративных продаж
ГК Softline
 
Современной промышленности предрекают очередную технологическую революцию. За нее нужно будет благодарить «индустрию 4.0» — совокупность технологий и подходов, связанных с промышленной автоматизацией и Интернетом вещей на производстве. Приблизить наступление новой промышленной революции можно, внедрив на производстве информационные киоски.
 

Что они умеют…

 
Так уже поступили несколько клиентов Softline и получили намного больше, чем просто защищенные компьютеры прямо в цехах. Киоски в основном применяются на современных российских предприятиях, где к культуре производства предъявляются повышенные требования.
 
Инфраструктура информационных киосков становится одной из подсистем управления производством в целом. Она позволяет нашим заказчикам контролировать производительность труда сотрудников, прогнозировать объемы выпуска готовой продукции, «отлавливать» брак на ранних стадиях, а также автоматизировать составление документации на готовые изделия.
 
Вне производств информационные киоски распространены в магазинах самообслуживания, где вам нужно самостоятельно выбрать и заказать товар (например, компьютерные комплектующие) и в крупных торговых центрах: устройства помогают посетителям с навигацией — отображают планы этажей, ищут нужный бутик и прокладывают к нему оптимальный маршрут.
 

…и как устроены

 
Информационный киоск представляет собой моноблок, который объединяет в одном корпусе большой сенсорный монитор и компьютер. Поскольку работать такому устройству предстоит в не самых простых условиях, киоск должен быть защищен от целого ряда внешних воздействий. Корпусу, экрану и устройствам ввода нужно уметь противостоять достаточно агрессивной окружающей среде: работать в условиях повышенной температуры и влажности, быть устойчивыми к проникновению пыли или воды, а также выдерживать контакты с разнообразными тяжелыми предметами. Сами заказчики отлично понимают нюансы эксплуатации и еще на этапе формулировки технического задания для инфраструктуры информационных киосков предъявляют им особенные требования к защищенности корпусов. Например, один из клиентов особо оговорил уровень защиты IP65. Это значит, что корпус киоска будет вполне стоически переносить тяготы функционирования в производственном помещении.
 

Добро пожаловать

 
Интеграция информационных киосков в ИТ-инфраструктуру предприятия не представляет сложности. С точки зрения ИТ-архитектора, каждое такое устройство – вполне заурядный компьютер со стандартной операционной системой и базовым набором коммуникационных интерфейсов. Но по-настоящему полезным устройством киоск становится при установке на него клиентов информационных систем. Это могут быть ERP-системы, в которых занесена информация о заказах клиентов и заявках на производство, PDM-системы, в которых располагается информация об изделии (номенклатура, маршрутные карты, технологические операции и др.), ASP-системы, в которых разрабатывается расписание работы технологического оборудования, MES-системы, выполняющие функции синхронизации, координации, анализа и оптимизации выпуска продукции. Программа-клиент дает киоску способность обмениваться данными с различными информационными системами, отправлять и получать нужную в конкретной производственной ситуации информацию. Иногда в качестве клиента берется готовое решение, иногда – разрабатывается с чистого листа, согласно особенностям использования, в рамках конкретного предприятия.
 

Все решено!

 
Благодаря совокупности информационного киоска и ПО, которое обеспечит доступ к информационным системам, предприятие получает возможность:
 
  • авторизовать конкретного пользователя – сборщика производственной линии или оператора станка с ЧПУ;

  • выводить технологические карты на конкретные операции по требованию рабочего;

  • осуществлять заказ комплектующих на складе для доставки на рабочее место, а также информировать о складских остатках;

  • контролировать время изготовления детали или время механо-сборочных работ, чтобы помогать соблюдать регламент производственного процесса;

  • сообщать о бракованных заготовках, сбоях и неполадках оборудования на конкретном участке.
 
Максимальную пользу инфраструктура информационных киосков приносит на предприятиях, которые выпускают технологичную продукцию и желают повысить уровень культуры производства. Таким, например, был один из первых заказчиков, с которым мне довелось работать. 
 
На крупном государственном предприятии атомной промышленности внедрили инфраструктуру из 250 информационных киосков. Их интегрировали с четырьмя поддерживающими информационными системами. Первая система собирала данные об изделии и помогала автоматически формировать документацию, которая потом передавалась заказчику. Вторая система давала возможность видеть поступившие заказы на производство конкретных изделий и заказывать со склада или у поставщиков необходимые комплектующие. Третья система осуществляла мониторинг статуса изделия и передавала информацию о его фактической готовности; эти данные также используются менеджерами производства для планирования загрузки сборочных линий. Четвертая система следила за корректным выполнением технологических операций: позволяла рабочему подать сигнал о выявленном браке сборки или отдельных комплектующих.
 
-----------
Правильная эксплуатация информационных киосков, как правило, дает быстрые экономические результаты. Они выражаются в экономии электроэнергии, снижении времени простоя оборудования, а также в существенном — на десятки процентов! — росте производительности труда. Показатели можно улучшить, если инфраструктуру информационных киосков интегрировать в систему сквозной подготовки производства. Поэтому, если на вашем предприятии планируется техническое перевооружение, киоски могут стать верным шагом в этом направлении.
-------------
 

На «последней миле»

 
Информационные киоски — один из наиболее доступных для предприятий способов внедрить ИТ на «последней миле» производства. Их инфраструктура вполне может стать сетью «нервных окончаний» для ИС: с их помощью менеджеры всех уровней всегда будут обладать информацией о ключевых метриках производственного процесса, будут знать о возникновении проблем и иметь на руках первичные данные для их решения. Причем это будут фактические данные, в формировании и передаче которых не задействован человеческий фактор. С экономической точки зрения информационные киоски имеют тем больший смысл, чем крупнее предприятие и чем дороже выпускаемая им продукция. Если речь идет о выпуске оборудования для атомной промышленности, о производстве авиадвигателей, магистральных тягачей или турбин для электростанций, киоски станут разумной инвестицией в информатизацию «последней мили» промышленного производства.

Подписаться на новости

На указанный адрес отправлено письмо с подтверждением.

Рейтинг материала

4,7

Поделиться

Комментарии