Внедрение новейших и апробированных решений, позволяющих автоматизировать рабочие процессы заказчиков из государственного сектора, является одним из приоритетных направлений Softline. О ситуации с ИТ в госкомпаниях рассказывает Павел Исаков, директор департамента по работе с государственными заказчиками Softline.
Cуществуют ли в госсекторе некие общие подходы к развитию ИТ?
Павел Исаков: С одной стороны — да, существуют. Все государственные организации и госкорпорации обязаны выполнять требования законов 44-ФЗ и 223-ФЗ и осуществлять контроль за их исполнением. Они ограничены в закупках ИТ-решений в рамках закона и бюджетного кодекса. При этом все так или иначе идут в едином тренде развития, будь то электронное правительство, импортозамещение, предоставление услуг населению в электронном виде и т.д. Если говорить о госкорпорациях и федеральных органах исполнительной власти, то подходы к ИТ у них разные, что естественно, большинство госкорпораций ведут коммерческую деятельность.
Несмотря на то, что в России существует ряд постановлений и директив, по моим ощущениям, определенная ИТ-свобода действий у наших заказчиков все же существует, и очень многое зависит от руководителей.
Также надо понимать, что среди сотен наших заказчиков-представителей госсектора есть организации с совершенно разными ИТ-бюджетами. Особенно это заметно в регионах. В некоторых регионах бюджеты очевидно очень низкие. Заказчики региона не исключение, здесь тоже нет однородности в отношении уровня зрелости ИТ, соотношения бюджета к количеству сотрудников, ПК и т.д. Поскольку бюджеты в последнее время сильно сокращаются, перед многими организациями стоит вопрос оптимизаци развития ИТ. Ситуацию осложняют санкции, стратегия импортозамещения (безусловно правильная) — все это сужает поле выбора.
Каким образом нашим заказчикам удается получить выгоду от ИТ?
ПИ: Говорить о выгоде как таковой для госзаказчиков несколько некорректно. ФОИВы не ведут коммерческой деятельности. Здесь, на мой взгляд, внедрением новых технологий мы помогаем заказчикам оптимизировать процессы и сокращать издержки. Это косвенная выгода, если можно так сказать. Если же говорить о ГЧП (государственно-частном партнерстве), в частности о концессии, то здесь кроме социальной значимости Заказчик получает и доход в бюджет. Особенно это важно для дотационных регионов.
Во что имеет смысл вкладываться?
ПИ: Для многих организаций государственного сектора реалии следующие: основные ИТ-вложения идут на поддержание существующей инфраструктуры, а развитие происходит неравномерно и скорее «точечно». Скажем, может понадобиться оборудование зала заседаний видео-конференц-связью, частичная модернизация ЦОДа, замена устаревшего оборудования. Но главная задача остается прежней – нужно поддерживать функционирующие системы.
Очень большое внимание уделяется информационной безопасности. Однако, как показывает практика, все равно недостаточное: госучреждения до сих пор очень уязвимы. В момент атаки злоумышленников системы оказываются не защищены, и киберпреступники легко находят «лазейку» — например, через компьютеры сотрудников, которые по правилам не должны быть подключены к Интернету.
Рассуждая о путях к определенной оптимизации и сокращению издержек, я бы предложил обратить внимание не только на техническую поддержку ИТ-инфраструктуры, но и на перевод той или иной ее части (все зависит от конкретной ситуации) в лизинг или аренду. На данный момент на рынке существует много различных вариантов и предложений от производителей, которые Softline может транслировать заказчикам.
Что Softline может предложить своим клиентам?
ПИ: Мы можем решить большинство задач наших заказчиков в области ИТ. Проектов много, и они разной сложности, но подход к решению задач с нашей стороны всегда комплексный, ответственный, максимально контролируемый. В своей работе мы руководствуемся законами о закупках, которым обязаны следовать государственные структуры, понимаем особенности выделения и реализации ИT-бюджетов. Softline — надежная и стабильная компания, а для наших клиентов это очень важно.
Павел Исаков