Ситуация
Заказчик, Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, использует в своей деятельности большие объемы данных и сталкивается с необходимостью их качественной обработки, анализа и интерпретации.
Наличие ряда сложностей, связанных с автоматизацией процессов обработки данных в системе образования Республики Беларусь, не позволяло информационно-аналитическому центру оперативно получать достоверную и качественную информацию, анализировать деятельность государственных органов, министерства и учреждений.
- Разрозненные базы данных имели существенные структурные различия. Это делало крайне трудоемкой задачу обобщения и сопоставления данных различных наблюдений.
- Сбор и обработка первичных данных осуществлялись на основе жестко определенных отчетных форм. Получение новых данных или введение новых форм требовали наличия навыков программирования.
- Существующие комплексы обработки данных имели узкую направленность. Необходимо было постоянно поддерживать их работоспособность, задействуя ресурсы компании.
Решение
В объявленном тендере на разработку первого этапа системы победила компания «Новаком», входящая в группу компаний Softline. Ее специалисты разработали систему, обеспечивающую создание и поддержание метаданных в виде единого регистра учреждений образования, справочников и классификаторов, подчиненного единым правилам. Разработка системы силами девяти специалистов заняла три месяца.
Результат
Созданное решение способно обрабатывать данные около 9000 учреждений образования Республики Беларусь, Министерства образования и ГИАЦ Минобразования. Система поддерживает существенный рост источников и потоков данных, а также увеличение количества рабочих мест и функций без изменения прикладного программного обеспечения. Ведение справочников и классификаторов (создание новых справочников, внесение изменений в существующие и т.д.) выполняется на пользовательском уровне, без программирования.
Присутствует функция выгрузки справочников и классификаторов, списков учреждений образования с их характеристиками для использования во внешних системах. Также существует функция предоставления информации об учреждениях образования для широкого круга пользователей на основе использования веб-технологий.
Единая система ведения справочников и классификаторов и единого регистра учреждений образования обеспечивает:
- целостность и сопоставимость информационных объектов системы;
- экспорт данных из справочников, указанных пользователями;
- взаимодействие с внешними информационными системами;
- ведение характеристик учреждений и органов управления образованием;
- ведение всех изменений в учреждениях и органах образования, включая их территориальную принадлежность;
- контроль со стороны руководства действий, совершенных пользователями системе;
- отбор и фильтрацию данных в различных разрезах с возможностями последующей аналитической работы;
- расширение и изменение структуры справочников и классификаторов, их параметров и содержимого на уровне пользователей.
Основными преимуществами системы являются работа с массивами данных без участия программистов и возможность самостоятельно гибко менять структуру системы в зависимости от потребности организации.
Созданное решение отличается от обычно реализуемых систем ведения регистров и справочников наличием инструментов, обеспечивающих решение всех поставленных задач на пользовательском уровне, включая создание новых объектов, внесение изменений в существующие, изменение взаимосвязей, ведение истории и т.д.