7 ноября 2018 г. 7:15

5 стадий импортозамещения. А на какой стадии находитесь вы?

Люди часто оказываются не готовы к переменам, поэтому многим CIO сложно принять необходимость перехода на использование отечественного программного обеспечения. Дмитрий Сорокин, руководитель отдела развития продаж отечественного ПО компании Softline, развенчал мифы, связанные с российскими разработками, и рассказал, какие стадии проходят организации перед тем, как осознают, что подготовку плана по переходу нужно начинать уже сейчас, а не откладывать на неопределённый срок.

После того как Правительство РФ приняло комплекс мер, направленных на переход к  использованию отечественного ПО взамен иностранного, многие организации вынуждены задуматься об альтернативных российских программных продуктах. Конечно, у большинства это вызывает недовольство, потому что приходится отказываться от систем и программ, в которых люди работали десятилетиями, на которых выстроены инфраструктура и рабочие процессы организации. Кроме того, в настоящее время в России сформировалось достаточно предвзятое отношение к отечественным разработкам, а некоторые ИТ-эксперты неоднозначно оценивают целесообразность принятых законодательных актов. 

В первую очередь нужно осознать, что импортозамещение ПО действительно нужно и многие возражения неоправданны. Для того чтобы прояснить ситуацию, проанализируем типичные заблуждения заказчиков на разных психологических этапах принятия изменений. 

Отторжение

На данном этапе ИТ-специалисты активно выражают сомнения по поводу качества ПО отечественных производителей. Среди них присутствуют даже те, кто не уверен в существовании отечественного ПО в принципе. Тем не менее, некоторые программные продукты российских разработчиков уже давно успешно конкурируют с иностранными на международном рынке, например, антивирусное ПО Касперского или CommuniGate Pro. Кроме того,  специализированное ПО для атомных станций или военной индустрии не даёт поводов сомневаться ни в его качестве и надежности, ни в компетентности российских программистов ВПК.

Однако, долгое время наши производители ПО обращали внимание на быстроокупаемые сферы – заказную разработку специализированного ПО или на более доходные зарубежные рынки сбыта. Конечно, на данном этапе российский рынок разработки пока не может предоставить аналоги абсолютно для всех категорий иностранного ПО, но этого пока и не требуется. Если в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных нет российского аналога, или решение из Росреестра не подходит по каким-либо конкретным техническим параметрам, то закупка импортного софта допускается. Принятые законы направлены, главным образом, на снижение существующей «импортоЗависимости», а не на массовое запрещение иностранных решений. Сегодня мы видим, как нормативное регулирование дало мощный толчок к развитию российского рынка разработки ПО – появляются новые рабочие места, растет мотивация у собственников ИТ-компаний, снижаются риски, связанные с введением санкций у тех заказчиков, которые в первых рядах приняли стратегию импортозамещения и переходят на отечественные решения. 

Однако до сих пор существует мнение, что на данном этапе развития Россия отстает в своих разработках от зарубежных производителей ПО на целые десятилетия. Это в корне неверно. Напротив, у нас есть существенное преимущество: мы не повторяем чужой путь, а разрабатываем свои собственные системы на основе новейших передовых технологий с учетом накопленного опыта, прорывов и неудач иностранных конкурентов – это тот бэкграунд,  которого  не было у западных ИТ-гигантов в начале пути. Мы можем создавать современные решения, адаптированные под существующие потребности российского рынка.

Одним из самых серьезных аргументов в защиту импортозамещения является высокая вероятность введения иностранными государствами новых санкций на использование их программных продуктов. На данный момент российские организации практически полностью зависят от импортных офисных программ и операционных систем –  а это опасно! По сути, они вынуждены выполнять нормы законодательства и постановления регуляторов других стран. А если те или иные программные продукты внесут в санкционный список, компании не смогут продолжить пользоваться их функционалом в полной мере, даже несмотря на то, что приобрели их официально, заплатили за них деньги и заключили контракт. Многие считают, что санкции их не коснутся, или же они в любом случае будут отменены, но жить слепой надеждой и рисковать – объективно не самый лучший вариант. Даже если санкции снимут, их в любой момент могут снова ввести. При нынешней внешнеполитической обстановке ситуация может моментально измениться. Поэтому наше Правительство ведет планомерную работу по регулированию деятельности в области информационных технологий и телекоммуникаций, чтобы не допустить критических ситуаций в этой сфере – ради этого программа по импортозамещению и запущена до 2020 года.

Сопротивление

Данная стадия самая пессимистичная. Даже после того, как руководство организации осознает необходимость импортозамещения, начинаются сетования на различные «сложности»: «у нас ничего не получится», «мы к этому не готовы», «вот так взять и сразу перейти?» «мы не справимся», «лучше и не начинать». Но главное, что начать все равно придется! Постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015, к которому регулярно выходят Изменения, обязывает организации действовать в соответствии с его требованиями, и подобные отговорки – лишь эмоции, с которыми нужно помочь справиться заказчику. Начать процесс импортозамещения действительно не просто, поскольку нужно учитывать множество факторов. Например, подходит не всё ПО, произведенное в России, а только указанное в Росреестре. Не существует и указаний о том, что государственные организации должны сразу и полностью переходить на отечественное ПО. Определенный процент иностранного софта может оставаться и после 2020 года, так как во многих российских учреждениях внедрены специализированные информационные системы, которые на данный момент пока не могут взаимодействовать с российскими разработками. Регулирование Программы импортозамещения обеспечивается Приказами Минкомсвязи, в которых утверждены порядок осуществления перехода на использование ответственного офисного ПО и формы планов-графиков перехода на отечественное ПО для федеральных и региональных государственных органов власти. Документы содержат рекомендации по проведению необходимых действий, разбитых по годам, с четко определенными плановыми показателями и идентификаторами эффективности. Но перспектива самим разбираться в нормативной документации иногда пугает заказчиков , в таких случаях специалисты Softline готовы оказать профессиональные консультации, дать разъяснения законодательной базы и помочь подготовить необходимую документацию по поэтапному плану перехода.

Анализ

В силу того, что заказчики не всегда обладают достаточной экспертизой или временными и другими ресурсами для исполнения нормативных требований, но понимают, что их реализация неизбежна, наступает третья стадия принятия – анализ. Возникают вопросы: «заняться этим самим или обратиться к специалистам?», «с чего начать?», «какой набор ПО оптимальный?», «как не допустить простоев в работе?» и так далее.

На данном этапе наиболее верным решением будет обращение в ИТ-компанию. Чем может помочь Softline? Мы предлагаем комплексный подход – это целый спектр услуг и мер по планомерному, пошаговому, а главное, «безболезненному» переходу на отечественное ПО.

Эксперты Softline помогают составить план-график перехода на отечественное ПО и осуществить комплекс мероприятий для его реализации. Когда мы работаем с заказчиком, мы стремимся минимизировать изменения выстроенных ранее систем и рабочих процессов, чтобы не ломать всё то, что построено и эффективно работало многие годы.

У многих клиентов вызывает ужас мысль о том, что нужно переучивать всех пользователей и технических специалистов. В Softline более 17-ти лет работает учебный центр, в котором за эти годы обучено и сертифицировано более 250 тысяч специалистов. На базе УЦ Softline разработаны специализированные обучающие курсы по отечественному программному обеспечению, поэтому при необходимости, сотрудники заказчика будут максимально подготовлены к использованию нового ПО.

Часто приходится слышать от заказчиков, что на импортозамещение у них нет достаточных средств. Softline предлагает различные условия и формы контрактов –  мы готовы предоставлять специальные предложения с учетом потребностей заказчиков и возможность удобной модели оплаты: в рассрочку или по подписке.

Конечно, импортные программные продукты на данный момент обладают более широким функционалом, но, как правило, обычному пользователю офисных пакетов достаточно минимального набора опций для повседневной работы, нужно просто сформировать привычку.

Заинтересованность

Когда заказчик получил уже достаточно информации, он начинает «примерять» ее на себя.

На данной стадии многих заказчиков начинает отпугивать многообразие существующих российских программ. Все-таки у иностранного ПО есть объективный плюс: заключая контракт с одним производителем, получаешь полный комплекс программных продуктов, максимально закрывающий функциональные потребности архитектуры Software. К сожалению, среди российских производителей пока такого единого разработчика нет.

На этом этапе Softline готов выступить доверенным консультантом и проводником в лабиринте многообразия существующих ИТ-продуктов. Наша компания за 25 лет работы на российском и международном рынках накопила внушительный опыт и знания разработок более чем 3000 вендоров, поэтому в портфель «импортонезависимых» мы включили только проверенные, соответствующие определенным техническим критериям и российским нормативным требованиям решения.

В случае обращения к нам, наши специалисты помогут подобрать оптимальный набор продуктов и конфигурацию, а заказчик получит комплексное единое решение по принципу «одного окна».
Поскольку необходимость перехода на использование отечественного офисного ПО касается в первую очередь госструктур, компанией Softline разработано комплексное решение «АРМ госслужащего» – это программно-аппаратный комплекс, в который, в зависимости от конкретных требований заказчика, входят: операционная система, офисные редакторы, почта, браузер, средства информационной безопасности, компьютерное, серверное оборудование разных производителей. Но главное преимущество этого решения – набор сервисов, которые помогают адаптировать его под индивидуальные задачи, потребности и ИТ-инфраструктуру конкретного заказчика. В «АРМ Госслужащего» предусмотрены различные типовые профили пользователей, например, такие как «АРМ руководителя», «АРМ специалиста финансовых служб», «АРМ специалиста по конкурсным процедурам», отличающиеся друг от друга составом ПО, функционалом и правами доступа.  Модульность и масштабируемость решения позволяет заказчику существенно экономить при реализации проектов.

Принятие

Как мы видим, серьезных препятствий на пути замены иностранных ИТ-решений отечественными не так уж и много. Основная проблема заключается в сложившихся привычках, предвзятом отношении и нежелании перемен. Тем не менее, переход к российским ИТ-продуктам очевиден и неизбежен. Эта реальность обусловлена не только действующими нормативными требованиями, но и стремительным развитием отечественного рынка разработки, уже предлагающим качественные и функциональные решения.

Когда прогрессивные клиенты проходят все стадии принятия импортозамещения, они формулируют четкие требования: «нам нужен план перехода для нашей организации», «мы хотим купить все программные продукты в едином комплекте», «нам нужно сэкономить, мы ищем специальные предложения», «нам необходимо обучить пользователей и администраторов» и т. д. Softline готов решать все эти задачи. Мы предлагаем аудит программного и аппаратного парка, разрабатываем рекомендации и поэтапный план перехода, подбираем наиболее оптимальный комплекс ПО и оборудования, осуществляем миграцию, проводим тестирование и опытную эксплуатацию. Комплексный подход подразумевает услуги обучения пользователей и ИТ-специалистов заказчика, а также техническую поддержку импортонезависимой инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла. 

Описанные в статье этапы – это шаги к зрелому пониманию объективной необходимости перехода к импортозамещению. Принимая во внимание опасения заказчиков, находящихся на каждой из этих стадий, наши специалисты выработали наиболее эффективные способы их устранения. Действуя совместно с Softline – вашим доверенным партнером, принятие импортозамещения пройдет безболезненно, а  переход на российские решения станет выгодным и безопасным.

Подписаться на новости

На указанный адрес отправлено письмо с подтверждением.
Дмитрий Сорокин
Дмитрий Сорокинруководитель отдела развития продаж отечественного ПО Softline

Рейтинг материала

4,0

Поделиться

Комментарии