19 октября 2018 г. 6:58

Движение государства в «цифру» – это совершенно правильная тенденция

Softline - компания с большим количеством направлений бизнеса. Среди важнейших из них - направление по информатизации региональных органов государственной власти, учреждений здравоохранения и образования. Мы реализуем комплексные проекты, в рамках которых решаются «под ключ» все задачи наших заказчиков в области информатизации деятельности. На наши вопросы ответил Леонида Коковин, директор департамента по работе с государственными организациями Softline.

– Какие Softline предлагает решения для органов госуправления?

– Мы реализуем проекты по построению инфраструктуры электронного правительства, созданию комплексных систем общественной безопасности, развитию интеллектуальных транспортных систем, информатизации ЖКХ, предлагаем энергоэффективные контракты с выгодными для правительств регионов и городов схемами финансирования, а также комплексные системы для решения экологических задач.

– Какие направления вы считаете приоритетными?

– Мы разработали целую концепцию – «Регион будущего», в которую включены ИТ-решения и услуги, автоматизирующие практически все сферы жизнедеятельности региона – общественную безопасность, транспортную инфраструктуру, социальную сферу (здравоохранение, образование, культура и спорт), госуправление и экологическую безопасность. В рамках каждого направления мы предлагаем конкретные решения, например, ситуационный центр губернатора позволяет в режиме реального времени отслеживать различные показатели развития региона, управлять всеми сферами, анализировать и прогнозировать деятельность органов исполнительной власти.

Для транспорта мы разработали собственное решение – автоматизированную систему управления дорожным движением, реализуем проекты по разворачиванию систем фотовидеофиксации нарушений ПДД и внедрению других ИТ-решений, предназначенных для управления транспортной инфраструктурой.

В области обеспечения общественной безопасности мы готовы предложить реализацию комплексных проектов по оснащению вокзалов, стадионов и других мест большого скопления людей системами видеомониторинга, видеоаналитики и контроля доступа.

Все эти решения известны и крайне востребованы в регионах. Менее популярны, но не менее востребованы решения в области экологии: системы мониторинга пожаров, водных объектов, контроля вредных выбросов – очень актуальны во всех регионах, не только в Сибири и на Дальнем Востоке.

– Какие еще востребованные на рынке актуальные направления вы развиваете в Softline?

– Мы уделяем большое внимание развитию системы образования. В этом направлении нами проводится большая работа по интеграции в единый комплексный бренд – «Цифровой вуз» и «Цифровая школа» – различных существующих сегодня на рынке систем, оборудования и специализированного программного обеспечения. Наше ключевое преимущество – наличие экспертизы и собственной методологии по интеграции новых решений в существующую инфраструктуру образовательного учреждения. Такой подход позволяет нашим заказчикам значительно сэкономить на внедрении новых ИТ-систем и максимально задействовать существующие ИТ-ресурсы.

Развитие информационных систем в здравоохранении – еще один наш фокус. Мы наращиваем компетенции в телемедицине и не только осуществляем поставку медицинского специализированного оборудования и ПО, но и реализуем масштабные проекты по оснащению институтов здравоохранения современной ИТ-инфраструктурой и медицинскими системами.

– Каков подход компании Softline к реализации концепции «цифровой экономики»?

– На первом этапе мы видим своей задачей помочь регионам сформировать собственные программы «цифровой экономики». Сюда, в частности, входит комплекс мер по изменению нормативного законодательства. Кроме того, «цифровая экономика» предполагает изменение подходов в системе высшего образования для подготовки высококвалифицированных специалистов во всех научных направлениях, в том числе в области ИТ. В этом направлении Softline активно участвует в проектах создания в регионах России детских технопарков – «Кванториумов». Например, такой проект был реализован нашей командой в Рыбинске Ярославской области.

Для сферы высшего образования разработана методология, содержащая рекомендации по изменению подходов в системе обучения с учетом современных трендов всеобщей цифровизации.

Естественно, большое внимание мы уделяем импортозамещению, которое мы предпочитаем называть «импортонезависимостью», поскольку главная цель наших заказчиков – не просто заместить западные решения отечественными, но и обеспечить повышение экономической эффективности и безопасности государственных информационных ресурсов. Принятые в последние годы нормативные акты, регулирующие закупки ПО, происходящего из иностранных государств, привели к интенсивному росту отечественных офисных программных продуктов, которые сегодня готовы конкурировать с западными разработками. Нашими специалистами проведена большая работа по выбору и тестированию на совместимость наиболее эффективных из них и сейчас мы предлагаем нашим заказчикам решение «Автоматизированное рабочее место госслужащего», пилотные внедрения уже идут в нескольких российских регионах.

– Расскажите подробней, что это за решение?

– Это комплекс программного обеспечения, оборудования и сервисов. На начальной стадии мы проводим аудит ИТ-инфраструктуры заказчика, после чего предлагаем наиболее оптимальное с точки зрения конфигурации и совместимости с существующим программно-аппаратным парком офисное и другое необходимое ПО в соответствии с методическими рекомендациями 334 ФЗ. Здесь уместно упомянуть еще одну уникальную услугу - комплексное лицензирование отечественного ПО, которую мы выводим на рынок. Она включает целый набор ПО от российских разработчиков, закрывающий весь спектр потребностей заказчика – ОС, СУБД, офисный пакет, решения для управления ИТ-инфраструктурой. Помимо лицензий на все программное обеспечение, эта услуга включает обучение и поддержку ПО, включенного в услугу. Комплексный подход и в первом, и во втором случае позволяет заказчику существенно экономить при реализации ИТ-проектов.

– Как, по вашему опыту, государственные заказчики движутся в сторону импортозамещения, курс на которое зафиксирован на законодательном уровне?

– Государственные заказчики и в самом деле испытывают значительное законодательное давление. Оно усугубляется не только сроками, которые должны быть зафиксированы в плане перехода на использование российского офисного ПО, и в которые им предписано заменить часть импортных решений на отечественные, но и требованиям соответствия заявленным индикаторам эффективности этого перехода. Двойной прессинг провоцирует заказчиков на издержки, к которым они не были готовы. Да, на рынке много говорят о том, что российские аналоги есть далеко не для всех зарубежных решений. Но те решения, для которых они существуют, нельзя просто взять и добавить в инфраструктуру предприятия. Их необходимо как минимум развернуть в рамках тестовой интеграции. Для этого потребуется оборудование, несколько специалистов, комплекс тестов (от проверки на работоспособность в конкретном ИТ-окружении до тестов на информационную безопасность) и достаточно большое количество времени на все эти процедуры. На мой взгляд, задача ИТ-консультантов – снимать с заказчика если не всю головную боль, связанную с внедрением импортонезависимых решений, то по крайней мере ее часть.

Поясню, как это выглядит на примере программного продукта «МойОфис». Совместно с вендором мы разработали методологию знакомства заказчиков с решением. И для этого проделали «домашнюю работу»: купили оборудование, сделанное российским производителем «железа», развернули «опенсорсную» виртуализацию и российскую операционную систему, на которой и работает «МойОфис». Аккаунт-менеджеры Softline рассказывают об этой демо-зоне заказчикам и инициируют тестовую эксплуатацию. Заказчикам не нужно делать вообще ничего, даже не требуется оформлять и согласовывать никаких документов. В целом, издержки заказчиков, связанные со знакомством с новым решением, настолько минимальны, насколько это вообще возможно.

Демо-зона дала нам еще одно преимущество, которое ранее было неочевидным. Заказчики, которые примеряют «МойОфис» на себя, готовы к дальнейшим шагам в направлении импортонезависимости. Понимая это, мы строим свою работу с ними соответствующим образом.

– Как вы оцениваете нормативное регулирование российского ИТ-рынка в части информатизации работы госструктур?

– С нашей точки зрения нормативное регулирование ИТ-рынка дает компаниям-консультантам шанс выйти в те сегменты, в которых раньше их не особо ждали. Актуальный пример – жилищно-коммунальное хозяйство. Летом 2014 года был принят Федеральный закон 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который призван сделать отрасль ЖКХ более прозрачной с точки зрения поставки и потребления ресурсов. Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны отправлять данные в ГИС ЖКХ. При невыполнении требований закона их ждут большие штрафы. Вместе с тем, подавляющее большинство организаций, которых можно привлечь к ответственности по 209-ФЗ, к работе с ГИС ЖКХ пока не готовы. Перед ИТ-консультантами открывается большое поле деятельности. Softline стал одним из первых. Мы разработали облачную систему РИАС ЖКХ, которая автоматизирует отправку данных в государственную информационную систему. Крупное публичное внедрение РИАС ЖКХ уже прошло в Ханты-Мансийске. Там нашу систему использует местный информационно-расчетный центр, который собирает данные с управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, отправляет их в ГИС ЖКХ, а также формирует на основе этих данных платежные документы по потребленным услугам.

Движение государства в «цифру» – это совершенно правильная тенденция. Общество долго готовили к цифровизации на примере развитых стран, таких, как Сингапур. И хотя иногда и хочется, чтобы это движение было более быстрым, но нужно быть реалистами: за год и даже за три реализовать все, что было запланировано в рамках информатизации работы госструктур, вряд ли удастся в полном объеме такой большой и территориально распределенной стране, как Россия.

– Поговорим о рынке информатизации региональных госструктур в целом. Каким он видится вам – структура, игроки, действующие факторы?

– Рынок региональной информатизации однозначно видится растущим. С точки зрения объемов бизнеса для нас как для непосредственного участника этого рынка я вижу большие перспективы. Инициированные правительством приоритетные национальные проекты в области здравоохранения и образования генерируют новые ИТ-проекты. Принятая летом 2017 года концепция «Цифровая экономика», также существенно повлияет на развитие как уже известных, так и новых направлений, таких как применение искусственного интеллекта в госуправлении.

Очевидно, что крупнейший исполнитель госзаказа – Ростелеком, с которым Softline выстраивает партнерские отношения. У нас достаточно совместных проектов в регионах. В целом, основная тенденция сегодня – усиление регионального присутствия федеральных системных интеграторов в территориях.

Законодательное регулирование рынка госинформатизации дало существенный толчок к развитию отечественной разработки софта и аппаратных решений. Заказчики стали более грамотными и требовательными к поставщикам и выбирают ИТ-консультантов, способных реализовать проект комплексно – от аудита и разработки нормативной документации до обучения и техподдержки всех уровней. Softline принял этот вызов и готов обеспечить весь комплекс услуг своим заказчикам.

– Какова бюджетная политика регионов в плане информатизации? Какие регионы наиболее активны в плане ИТ-трансформации?

– Политика регионов различна, одни выделяют большие бюджеты на информатизацию, другие – меньшие, во многом это зависит от устойчивости экономики региона. В прошлом году, согласно данным Минкомсвязи, впечатляющие темпы роста продемонстрировали Ханты-Мансийский АО, Челябинская и Новосибирская области, ряд других сибирских регионов. Традиционно активны в плане информатизации Татарстан и Башкортостан.

– Что является главной движущей силой информатизации в регионах?

– Локомотивом информатизации в регионе однозначно является желание руководства региона идти в ногу со временем и развивать приоритетные направления с помощью ИТ-технологий. Там, где есть такие руководители с желанием сделать жизнь своих земляков лучше, будет существенное финансирование проектов «Цифровой экономики».

– Есть ли в портфеле компании методология разработки «дорожной карты», на основе которой можно сформировать концепцию и программу информатизации конкретного региона?

– Да, конечно, это одно из направлений классического консалтинга. У нас обширная экспертиза в этой области, разработана методология и целый комплекс предложений, включающий рекомендации по формированию нормативной базы, корректировке организационной структуры, разработке плана-графика реализации проектов в соответствии с их приоритетами. Мы уже реализовали и реализуем такие проекты в нескольких территориях.

– Каким образом учитывается разница в ИТ-бюджетах регионов при подготовке предложений?

– Мы с пониманием относимся к бюджетным ограничениям, которые существуют даже в самых крупных и богатых регионах, поэтому практикуем гибкий подход, в рамках которого не просто осваиваем в ходе реализации ИТ-проектов финансирование из госбюджета, но и сами выступаем как инвестор. Например, предлагаем муниципальным образованиям энергосервисные контракты по модернизации системы городского освещения, так называемое «Умное освещение», и инвестируем в другие энергоэффективные проекты. Подобные контракты позволяют городу минимально вложить бюджетные средства в реализацию нового дорогостоящего ИТ-проекта, мы же получим возврат инвестиций в течение определенных лет и за счет средств, сэкономленных в результате такой модернизации.

– Каковы планы по развитию линейки собственных продуктов компании в контексте работы с региональными госорганами?

– В первую очередь мы выступаем как ИТ-консультант для наших заказчиков и предлагаем наиболее соответствующие их требованиям и задачам решения на основе оборудования и ПО вендоров, представленных на российском рынке. Вместе с тем, мы разрабатываем собственные отраслевые решения, которые уже входят в Реестр отечественного ПО Минкомсвязи, –  это решение для дистанционного обучения Mirapolis LMS, система управления ИТ-активами iTMan, система мониторинга активности сотрудников на рабочем месте «Стахановец», РИАС ЖКХ (информационная система для автоматизации отправки отчетности в ГИС ЖКХ), и ряд других решений. В ближайшее время планируем внести в реестр нашу разработку – автоматизированную систему управления дорожным движением.

– Какие знаковые проекты были реализованы компанией в прошлом 2017 году?

– Проектов было много, в числе знаковых – уже упомянутый нами выше «Кванториум» в Рыбинске Ярославской области, помогающий детям развивать технические навыки и формировать интерес школьников к инженерным специальностям. В интересах администрации Ханты-Мансийского автономного округа была разработана и внедрена силами специалистов Softline система аудио- видеопротоколирования и хранения записей заседаний мировых судей, исключительные права на которую в завершении проекта переданы заказчику. Теперь он может на свое усмотрение дорабатывать, тиражировать и даже продавать ее, при желании.

В Челябинской области был реализован проект в рамках построения системы Безопасный город. Была разработана и развернута платформа видеоаналитики, к которой были подключены более 550 городских видеокамер Челябинска, что позволило не только проводить мониторинг событий в реальном времени, накапливать статистические данные, но и проводить анализ данных для прогнозирования и моделирования ситуаций. В результате к решению подключены все городские силовые ведомства, МЧС и администрация. Планируется тиражировать проект в других муниципалитетах области.

– Планы на 2018 год?

– Мы планируем на треть увеличить объемы нашего бизнеса по финансовым показателям. Что касается качественных характеристик, то за последние два года компания Softline экстенсивно и интенсивно наращивала свои ресурсы и в плане расширения экспертизы, и в плане привлечения специалистов по приоритетным направлениям портфеля решений. В 2018 году мы планируем очень активно развиваться дальше, наращивать продуктовую экспертизу и охватывать все больше регионов, реализуя проекты по приоритетным направлениям – импортонезависимости, кибербезопасности и информатизации ключевых сфер жизнедеятельности российских регионов.

Ранее опубликовано на Tadviser

Подписаться на новости

На указанный адрес отправлено письмо с подтверждением.

Рейтинг материала

4,0

Поделиться

Комментарии